Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь
На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель - Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти.
Намного верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега...» - рассказывал в 42-м номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г..
Монахи поселились на озере Важе в начале XVI в., когда ученик великого русского святого Александра Свирского Геннадий (ум. в 1516 г.) стал жить отшельником в этих краях. Датой возникновения монастыря считается 1520 г.: в тот год инок Никифор, покинув своего наставника Александра Свирского, основал здесь Задне-Никифоровскую Важеозерскую пустынь. В 1530 г. поставили деревянную церковь во имя Преображения Господня и соорудили кельи для братии. Немногим позже государь Иоанн Васильевич Грозный даровал монастырю грамоту на владение пахотной землей "на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот, и глыб".
Никифор умер 9 февраля 1557 г.;деньего кончины (н. ст. 22 февраля) стал днем памяти покровителей карельского края Свв. Никифора и Геннадия Важеозерских. Почти незаметно для истории протекла жизнь Никифоровской обители, скрытой дремучим лесом. Лишь в Смутное время бурные события не обошли стороной и обитель. Отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. После того как игумен Дорофей и семь монахов приняли мученическую смерть, монастырь долгое время был заброшен. Сохранились лишь две ветхие деревянные церкви, часовня и кельи. Возродить обитель удалось отцу Исайе, отшельнику из Коневского монастыря, поселившемуся здесь в 1830 г.с тремя учениками. К 1846 г. число братии выросло до 22 человек. В 1858 г. возвели каменный храм во имя Всех Святых, в котором покоились мощи основателей монастыря
В 1885 г. страшный пожар уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим монастырям. Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью "Всероссийского батюшки" –святого Иоанна Кронштадского. Был восстановлен каменный храм Всех Святых, выстроен пятиглавый деревянный храм Преображения Господня. Тогда же появились надвратная церковь, игуменский и гостиничный корпуса. К началу XX в. монастырь обнесли каменной оградой. При нем заработали портняжная и сапожная мастерские, мукомольная мельница и завод, на котором из дерева получали скипидар, смолу и деготь. После революции обитель разделила участь многих монастырей. В 1920 г. в ней организовали совхоз. В 1935 г. монастырьподвергся разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. Наего территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский клубом. После войныв стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психиатрическая больница. В 1992 г. монастырь снова начал возрождаться. Постепенно восстанавливается его облик: воссозданы храм Преображения и надвратный храм, возведена часовня на месте разрушенного братского кладбища. Нашлась храмовая икона Важеозерских святых - ее принес мальчик, чья бабушка, когда в часовне устроили конюшню, спасла святыню от лошадиных копыт и сберегла ее.
|
